Ребёнок - не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит

Плутарх

Дополнительное образование

 

        Федеральный проект "Успех каждого ребёнка" направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодёжи. В рамках проекта ведётся работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребёнка и ранней профориентации обучающихся.

   Нормативно-правовая база

                                     

   Авторская программа "Спортивная игра-шахматы" (физкультурно-спортивная направленностьhttps://navigator.edu54.ru/program/13830

  По дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности "Спортивная игра-шахматы" открыто 12 новых мест.

                                 

 

            Конкурс профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, «Моё лучшее образовательное мероприятие» (Диплом  II место)

   

 

   Конспект   организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Сказка»   «Шахматный турнир» (Моё лучшее образовательное мероприятие Диплом II степени)

  

Образовательные задачи

(п.2.6 ФГОС ДО)

Содержание ННОД

Вид деятельности (п.2.6 ФГОС ДО)

Формы реализации программы (п.2.11.2 ФГОС ДО)

Средства реализации ООП (п.2.11.2 ФГОС ДО)

Планируемые результаты     (4.6 ФГОС ДО)

 - вовлечь детей в игровую ситуацию, вызвать желание взаимодействовать друг с другом и со взрослыми;

-развивать умение самостоятельно находить пути решения проблемы;

-развивать умение при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

-воспитывать умение вести диалог и слушать друг друга.

 

 

Дети находятся в игровой комнате.

Через группу проходит воспитатель из другой группы и обращается к детям:

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Я принесла вам объявление, куда можно повесить?»

Дети: «Можно повесить на доску».

Воспитатель: «Вы сами сможете прочитать и передать Ольге Игоревне?»

Дети: «Да, мы умеем читать».

Воспитатель: «Хорошо, спасибо».

Воспитатель уходит, а дети читают текст объявления:

«18 ноября детском саду состоится шахматный турнир. Команда  не более 6 человек».

Дети: «Ольга Игоревна, тут объявление принесли, скоро будет шахматный турнир! Нам нужно решить, кто на него пойдет! Команда должна состоять из 6 человек».

Воспитатель: «Я думаю, должны пойти  ребята, которые хорошо играют?»

Дети: «У нас очень хорошо играют Артемий, Максим, Рома, Сарварбек, Таня, Настя».

Воспитатель: «Вот и набралась команда, можно не переживать».

Воспитатель задумывается и говорит:

 Воспитатель: «А если кто-нибудь заболеет? Что тогда делать?»

Дети: «Нужен запасной игрок».

Воспитатель: «Точно, нужно решить, кого возьмем за запасного игрока?»

Дети предлагают кандидатуру и самостоятельно решают, кто будет в команде. Зовут к себе выбранного ребёнка, объясняют ему проблему и просят помочь поддержать команду.

Дети с воспитателем переходят в спальню, где оборудован уголок «Юного шахматиста».

Области интеграции: Социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие

Игровая обучающая ситуация

Проблемная ситуация

Беседа-диалог

 

Магнитная доска, текст объявления

-дети вовлечены в игровую ситуацию  и у них появилось желание взаимодействовать;

-сформировано умение самостоятельно находить пути решения проблемы;

-сформировано умение при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

-сформировано умение вести диалог.

 

 

Основная часть

-закреплять знания детей о правилах игры в шахматы, основных шахматных понятиях;

-развивать критическое мышление, умение логически мыслить, планировать свою деятельность;

-закреплять умение  оценивать фигуры по силе, играть фигурами;

 -формировать способность к самостоятельному принятию решений;

-формировать умение работать в команде;

-воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

 

Воспитатель: «Чтобы в шахматы играть, правил нужно много знать!» «С чего начинается игра?»

 Дети: «Нужно правильно расположить доску, расставить фигуры и решить, кто играет белыми, а кто  черными».

Воспитатель: «Правильно, сейчас мы решим, кто играет белыми, а кто чёрными. И в этом нам поможет шкатулка с вопросами».

Задание №1 «Шкатулка с вопросами».

Воспитатель зачитывает вопрос, ответивший ребёнок, вытягивает из шкатулки на ощупь черный или белый квадрат

Вопросы:

1.В какой стране появились шахматы? (Ответ: В Древней Индии).

2.Что означает слово «шахматы»? (Ответ: Король умер).

3. Сколько клеток на шахматной доске?

(Ответ: 64, 32 белых и 32 черных).

4.Что любит ферзь? (Ответ: ферзь любит свой цвет).

5.Какая самая слабая фигура? (Ответ: король)

6.Сколько белых пешек стоит на доске? (Ответ: 8)

7.Как ходит конь? (Ответ: конь ходит буквой Г).

Воспитатель: «Отлично, а чтобы приступить к следующему заданию, нужно провести разминку. Ведь шахматы-не просто игра для ума, это еще и вид спорта».

Воспитатель: « Как вы думаете, почему это вид спорта?»

Дети высказывают свои предположения.

Физкультминутка

Кто шагает дружно в ряд?

Это шахматный отряд!

(маршируем на месте)

Ну- ка пешки, поиграем,

Головой мы покачаем, вправо-влево,

(руки на поясе, наклоны головой)

А потом, наши ножки разомнем,

Сели-встали, сели-встали

(ноги на ширине плеч, приседания)

Вот и ножки мы размяли.

(шаг на месте).

Прыжок вперед, прыжок назад

И снова встали пешки в ряд.

(шаг на сете)

Мы размялись от души

(хлопки в ладоши)

За столы мы вновь спешим.

Задание №2 «Шахматная доска»

Дети  подходят к шахматным столам. Кто-то из ребят выполняют задание на настенной магнитной шахматной доске. Воспитатель озвучивает задания для белых и для черных.

Задание для белых:

  Выложить на шахматной доске 2-ю горизонтальную линию

Задание для черных:

  Выложить на шахматной доске 5-ю горизонтальную линию

Задание для белых:

  Выложить на шахматной доске 2-ю вертикальную линию, которая находится на букве b

Задание для черных:

  Выложить на шахматной доске 8-вертикальную линию, которая находится на букве h.

Задание для белых и черных:

Найти центр доски (d4d5 e4e5).

Расставить фигуры на доске.

Воспитатель: «Молодцы, ребята. А сейчас мы вспомним, кто же из фигур у нас сильнее?»

Задание № 3 «Кто сильнее?»

Воспитатель кидает мяч по очереди всем детям и задает вопрос «Кто сильнее?». Ребёнок отвечает на вопрос и аргументирует свой ответ.

1.Слон или конь (Ответ: Они одинаковые по силе, потому что стоят по три пешки).

2.Ладья или слон (Ответ: ладья сильнее, потому что стоит 5 пешек).

3.Слон или пешка (Ответ: слон сильнее, он стоит 3 пешки).

4.Конь или ладья (Ответ: ладья сильнее, она стоит 5 пешек, а слон 3)

5.Ферзь или ладья со слоном (Ответ: ферзь, так как он стоит 9 пешек, а ладья со слоном вместе 8).

6.Слон или ладья (Ответ: ладья сильнее, она стоит 5 пешек, а слон 3).

Динамическая пауза

Воспитатель: «Если королю шах, он может»

1.Спрятаться (закрыть лицо руками)

2.Попросить помощи (пожать друг другу руки)

3.Дать сдачи (махи руками)

4.Убежать (убегаем пальчиками по коленям).

Задание № 4 «Шахматные загадки»

Воспитатель загадывает детям загадки о шахматных фигурах. Угадавший ребёнок надевает маску шахматной фигуры.

1.Эта фигура может ходить только вперед один раз на две клетки и потом на одну, но может превратиться в любую фигуру (Пешка белая и черная).

2.Эта фигура ходит необычно: три клетки вперед и одна клетка влево/вправо, буквой Г. (Конь).

3.Эта фигура ходит только по диагональным линиям (Слон).

4.Эта фигура ходит только по вертикальным и горизонтальным линиям (Ладья).

5.Эта фигура ходит по всем линиям, по всему полю, как ей угодно (Ферзь).

6.Эта фигура ходит только на одну клетку по вертикали, горизонтали, диагонали (Король).

Задание № 5

«Фигуры идут в бой»

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, вы очутились в Шахматном королевстве и превратились в шахматные фигуры.  Пришла пора занять свои места на шахматной доске».

Воспитатель с ребятами подходят к напольному шахматному полотну и дети становятся в начальное положение.

 Дети самостоятельно начинают игру, постоянно проговаривая, куда пошла фигура, на сколько клеток и на какое поле, какую фигуру можно срубить, и как поставить шах и мат.

Области интеграции: Социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие, физическое развитие.

Игровая обучающая ситуация

Беседа-диалог

Физкультминутка

Дидактические игры

Игровая практика на доске

Уголок «Юный шахматист»: настенные магнитные доски, шахматные столы, наборы шахмат.

Напольное шахматное полотно.

Маски шахматных фигур.

Шкатулка с вопросами.

Физкультминутка, динамическая пауза.

Мяч.

- у детей сформированы знания об основных шахматных понятиях и правилах игры в шахматы;

- сформировано умение анализировать и делать выводы;

-сформировано умение оценивать фигуры по силе;

-сформировано умение к самостоятельному принятию решений;

-сформированы навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-сформировано понимание значения здорового образа жизни.

Подведение итогов, рефлексия

-создавать положительный эмоционально-психологический настрой;

-развивать умение работать в команде, распределять обязанности;

- вызвать у детей радость от восприятия результата продуктивной деятельности.

 

Воспитатель: «Вот и подошел к концу наш шахматный турнир. Ребята, вы большие молодцы, я вижу, ваша команда готова идти за победой. Кому понравилось  наше путешествие в шахматную страну, похлопайте в ладоши!».

 

Области интеграции: Социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие.

Беседа-диалог, обсуждение

 

 

 

-создан положительный эмоционально-психологический настрой;

-сформировано умение работать в команде;

-радостное восприятие детьми результата общей работы.

 

 

Дата последнего обновления страницы 08.06.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»